Новости

Статья нашего волонтера Поповой Марины Викторовны

Пресса
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАКУРСЕ ВОЛОНТЕРСТВА Попова Марина Викторовна, преподаватель филологических дисциплин Индустриального техникума ФГБОУ ВО «Донбасский государственный технический университет», г. Алчевск

Журнал можно скачать по ссылке

Технология коллективного творческого воспитания, опирающаяся на «методику коллективных творческих дел» или «педагогику общей заботы», по определению доктора педагогических наук, академика, профессора И. П. Иванова, имеет непосредственное отношение к системе выстраиваемой волонтерской работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Применяя терминологию И. П. Иванова к организации воспитательного процесса в ракурсе волонтерской работы, ее этапы можно описать следующим образом [1]: 1. Предварительный этап или «самовоспитание воспитателей (взаимное и личное)» — педагог, организующий волонтерскую работу в студенческом коллективе, первоначально должен сам определиться с тем, насколько цели и задачи предполагаемой будущей работы согласуются с его мировоззрением, ценностной картиной мира, идеями гуманизма; насколько востребованными и актуальными в современных реалиях будут планируемые результаты работы; каким образом необходимо организовать в этом направлении взаимодействие с другими членами педагогического коллектива, в первую очередь, с классными руководителями учебных групп. Для того, чтобы волонтерская работа приобрела ценность в глазах студентов, она должна иметь ценность для самих педагогов. 2. Переходный этап или «период единства двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитателями воспитанников» — на этом этапе студент прямо или опосредованно попадает под влияние руководителяволонтера и ядра воспитательного коллектива учебного заведения; происходит эмоциональное погружение студента в ситуацию, когда он начинает осознавать сопричастность людям (животным, другим категориям окружающего его мира), которым необходима забота с его стороны. 3. Основной этап или «период единства трех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей, воспитания воспитателями воспитанников (продолжаются и углубляются) и самовоспитания воспитанников (взаимного и личного)» — через заботу о ком-то (или чем-то); студент- волонтер лучше узнает, на что способен сам, начинает глубже чувствовать чужую боль, с большим пониманием относится к своему товарищу и его проблемам; через участие в добрых бескорыстных делах ради другого, в большинстве своем незнакомого человека, студент- доброволец ставит для себя более высокую планку в общем отношении к близким, его авторитет растет в собственных глазах. 4. Завершающий этап или «период единства четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей, воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников (продолжаются и углубляются) и воспитания воспитателей воспитанниками» — педагогволонтер начинает восприниматься как «старший товарищ по общей творческой заботе», в процессе создания коллективного творческого дела (КТД) педагог учится видеть ситуацию глазами студента, испытывает позитивное отношение и заботу со стороны организованных им в команду студентов- волонтеров. Решение жизненно- практических творческих задач — необходимое условие добровольческой деятельности студенческого коллектива. Характерные черты добровольчества как формы коллективной творческой деятельности выражаются в деятельно- созидательном отношении студентов к реализуемой заботе, общественно- ориентированном содержании заботы, участии в организаторской и исполнительной стороне доброго дела, опосредованном педагогическом наставничестве. Из общеизвестных форм КТД в сфере волонтерства известны трудовые десанты и операции, акции, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел, где под термином «коллективные» понимается совместная работа волонтеров разных поколений: педагогов- волонтеров, студентов- волонтеров, родителей- волонтеров; под термином «творческие» мы имеем в виду не какие-либо дела, имеющие отношение к живописи, поэзии или музыке, а нестандартные, уникальные по своему решению для достижения желаемого результата, где само слово «дело» мы воспринимаем как «доброе дело», то есть занятие или мероприятие, направленное на улучшение жизни. У коллективных творческих дел волонтеров очень часто сложно определить доминирующий характер практической заботы, а именно: трудовой или общественно- политический, познавательный или художественно- эстетический, спортивнооздоровительный или организаторский. Так, например, волонтерский отряд «Дорогами добра» Индустриального техникума ФГБОУ ВО «Донбасский государственный технический университет» с 2019 года работает над проектом «Дорогами Победы». Отряд шагает разными дорогами Победы: помогает ветеранам Великой Отечественной войны и труда, организует и проводит ежегодную акцию «Георгиевская ленточка», создает видеоролики в поддержку участников специальной военной операции. С сентября 2023 года отряд вступил в семью волонтеров регионального волонтерского центра г. Алчевска благотворительной автономной некоммерческой организации «Золотые руки ангела». Эта организация с марта 2022 года объединила добровольцев по всей России для изготовления и пошива тактических изделий для фронта, которые не поставляются в войска штатно, а именно: бескаркасных носилок из полипропиленовой стропы «Фома 180», которые обладают рядом преимуществ перед штатными носилками: применимы в использовании даже одним солдатом, легкие — вес до 500 гр, компактные, многофункциональные, применяются для эвакуации раненых из разрушенных зданий, с передовой линии и незаменимы при перевозке в необорудованном транспорте; сидений- пятиточечников — тактических сидушек для отдыха и привала, применяемых для защиты от холода и влаги, которые используются как подсумка; иммобилизационных гибких медицинских шин собственной разработки для фиксации сломанных и раздробленных конечностей; эвакуационных строп с карабинами для переноски и транспортировки раненых из-под завалов, спуска из труднодоступных мест. АНО «Золотые руки ангела» способствует распространению схем изготовления окопных печей, носилок- волокуш, тралов для разминирования, столиков для госпиталей, принимает участие в разработках по запросам СВО, а также их передаче на фронт. Студенты- волонтеры техникума вместе с руководителем волонтерского отряда учебного заведения Поповой М. В. работают над изготовлением маскировочной «народной» сети, которая плетется по строго обозначенной схеме с использованием определенных материалов (Владимир Грубник — организатор проекта «Народная сеть»). Стоит отметить, что совсем недавно в Москве на международной выставке- форуме «Россия» прошел Международный форум гражданского участия, первый день которого был отмечен церемонией награждения победителей Международной премии #МЫВМЕСТЕ. В номинации «МЫВМЕСТЕ — Россия» в категории «НКО» первое место занял проект «Золотые руки Ангела».

Волонтеры нашего учебного заведения также причастны к этой победе. В КТД наших студентов в волонтерском центре «Золотые руки ангела», а именно: плетении маскировочных сетей, нарезании и обжиге стропы для изготовления пятиточечников и носилок, раскрое тилита и многом другом — присутствуют и трудовой (студенты работают по воскресеньям), и общественно- политический (помощь раненым и бойцам в зоне СВО), и познавательный (студенты разных технических специальностей пробуют себя в работе, далекой от их будущей профессии), и художественно- эстетический (такой труд требует аккуратности, точности, чтобы готовое изделие имело эстетичный вид), и организаторский (студенты распределяются сами по видам работы, которую хотели бы выполнять) характер практической заботы. 9 декабря 2023 года Индустриальный техникум ФГБОУ ВО «ДонГТУ» объединил волонтеров разных поколений на торжественном мероприятии «Волонтерский центр АНО «Золотые руки ангела» города Алчевска — год бескорыстной работы!». 5 декабря наша страна отметила добрыми делами День волонтера или, как его еще называют, Международный день добровольцев. С началом специальной военной операции мы все чаще становимся свидетелями бескорыстной помощи нашим бойцам со стороны самых разных людей, и работа наших ребят в волонтерском центре «ЗРА» города Алчевска, который возглавляет Олейник Светлана Николаевна, — яркий тому пример.

Наш проект «Дорогами Победы» включает также проведение ежегодной акции «Книги Победы» и акцию «Словарь Блокады». Целью и задачами данного проекта являются: 1. Популяризовать волонтерскую деятельность посредством ознакомления обучающихся общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий), студентов СПО города Алчевска, пользователей сети Интернет с художественными произведениями, публицистикой, а также с документальными свидетельствами (архивными документами, фото- и видеоматериалами) о Великой Отечественной войне. 2. Способствовать формированию национальной памяти, чувства патриотизма у участников проекта. 3. Способствовать продвижению идей мира и гуманизма, приобщению молодежи к культурным ценностям нашего народа. 4. Способствовать формированию престижа обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Участники волонтерского отряда с большим энтузиазмом отнеслись к инициативе выступления перед широкой аудиторией обучающихся общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) города Алчевска, Луганской Народной Республики, студентов СПО, пользователей сети Интернет в очном и дистанционном формате в рамках акции «Книги Победы». Выбирая художественное произведение, посвященное событиям периода Великой Отечественной войны, собирая информацию о том или ином писателе или поэте, об истории создания книги, изучая исторический материал, положенный в основу сюжета книги, студенты проникаются атмосферой и идеями своих предшественников, чувствуют нить истории, протянувшуюся через десятилетия и поколения. Готовясь к выступлению перед ребятами, волонтеры просматривают художественные фильмы, снятые по мотивам произведения, документальные фильмы об авторе книги и исторических событиях. Такой разговор о военном времени, сопровождаемый слайдами презентации и кадрами из кинофильмов, всегда интересен как его организаторам- волонтерам, так и слушателям! За время проведения акции «Книги Победы» студенты техникума рассказали школьникам г. Алчевска о таких книгах, как «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Два капитана» Вениамина Каверина и многих других. В акции «Словарь Блокады» приняли участие более 30 студентов техникума. Студентывыбирали историческое событие (явление, факт), связанное с блокадой города Ленинграда, название которого начиналось с определенной буквы алфавита, и записывали видео с кратким рассказом о данном историческом событии. Например, буква «К» была представлена словосочетанием «коревая мука» (от слова «корка») (когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе); а буква «Щ» — именем Щукина Александра Гавриловича — ответственного хранителя отдела технических культур, который скончался от дистрофии в своем рабочем кабинете, заставленном образцами орехов, сжимая в руках пакет арахиса редкого сорта. В результате творческой переработки видеоматериала студенты подготовили видеоролик «Словарь Блокады», который был размещен на сайте учебного заведения и в социальной сети «ВКонтакте». Таким образом, волонтеры проекта «Дорогами Победы» получили возможность в очном и дистанционном формате сформировать комплексное представление о событиях Великой Отечественной войны средствами разных видов литературы и искусства, почувствовать сопричастность героическим страницам истории Отечества, выступить в качестве соавтора творческого проекта, оратора, проявить свои лидерские качества и артистические способности. Волонтерство — это еще один способ приобретения знаний об истории и культуре своего народа, это площадка мнений и сопереживания, общения и взаимодействия. Здесь каждый важен и значим, делится и набирается опыта. Волонтерство воспитывает и является ярким примером КТД. Данная технология действительно способствует разностороннему развитию личности волонтера. Субъектом и реальным участником воспитательного процесса в первую очередь здесь выступает коллектив, причем главная роль отводится именно мотивам самих студентовволонтеров.

Литература 1. Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. С. 26–28.